СОДЕРЖАНИЕ |
Материалы курса "Пользователь
ПК по европейским стандартам (ECDL)" |
|
|
Модуль
3А,Часть I |
|
|
|
Модуль
3А, Часть
II |
|
|
|
Модуль
3А, Часть
III |
|
|
|
Модуль
3А, Часть
IV |
|
|
|
Модуль
3А, Часть
V |
|
|
|
Модуль
3А, Часть
VI |
|
|
|
Модуль
3А, Часть
VII |
|
|
|
Модуль
3А, Часть
VIII |
|
|
|
Модуль
3Б, Часть
IX |
|
|
|
Модуль
3Б, Часть
X |
|
|
|
Модуль
3Б, Часть
XI |
|
|
|
Модуль
3Б, Часть
XII |
|
|
|
Модуль
3Б, Часть
XIII |
|
|
|
Модуль
3Б, Часть
XIV |
Редактор текстов Word можно запустить несколькими способами. Самым
простым из них является щелчок по кнопке Пуск,
которая вызывает вывод меню Пуск
Запустите
редактор Word 97: 1.
Щелкните по кнопке Пуск, а затем переместите указатель мыши на опцию Программы. 2.
Из выведенного списка выберите редактор
Microsoft Word и щелкните левой клавишей мыши -редактор будет запущен. После
запуска редактора Вы увидите следующее окно: |
После запуска редактора Word автоматически
откроется новый пустой документ.
Изучите элементы окна Word.
Обратите внимание, что на экране выступают
два указателя: курсор, называемый иначе точкой
вставки и указывающий место, в котором мы выполняем операции в тексте, а
также указатель мыши, принимающий
вид стрелки, если она находится за пределами текста, и позволяющий вызывать
операции и функции редактора.
Word подсказывает пользователю значения
отдельных кнопок на панелях инструментов без обращения к справочнику.
Укажите указателем мыши
на произвольную кнопку в строке инструментов, например кнопку Сохранить,
подождите немного - ниже пиктограммы появится краткое описание указанной
функции. А теперь перемещайте указатель мыши по другим кнопкам и наблюдайте
за возникающими описаниями. |
После
запуска редактор Word автоматически открыл новый пустой документ и присвоил
ему имя Документ1. Введите при помощи клавиатуры текст в документ. Внимание! В
нижеприведенных предложениях имеются ошибки. Они введены сознательно,
чтобы в дальнейшей части урока можно было показать способ их устранения.
Выполняя упражнения, вводите текст точно так же, сохраняя ошибки и в
своем тексте: В ответ на ваше предложение, помещенное в газете
«Старгородскиеизвестия» от 17 июля 2001 г., прошупренять меня на работу в
качестве информатика. Обратите
внимание, что введенный текст размещен не на одной строке. Последние
слова автоматически перенесены на новую строку - Вам не пришлось выполнять
дополнительные действия, чтобы указать редактору на перенос текста на
новую строку. Имею высшее информационное образование.Окончил факультет
информатики Старгородского технического университета. Прошел годичную
последипломную практику в области компьютерных сетей. Знаком со следующими
операционными системами: UNIOX, OS/2, NETWARE, WINDOWS 95/98, WINDOWS NT. Хорошо
владею английским языком. Теперь
нажмите клавишу Уверен, что я удовлетворяю Вашим
требованиям: • способность руководить и подчиняться, • высокая личная культура, • знание ин. языка, • знание и способность управлять компьютерными сетями сетями, • умение и знание основ организации труда, • самостоятельность. |
После ввода вышеуказанного текста экран
редактора будет иметь следующий
вид:
Поупражняйтесь в способах перемещения по
тексту с помощью вышеописанных инструментов. |
Во
введенном тексте есть ошибки, которые Вы можете исправить. Откройте документ и выполните следующее: · В
первой строке вставьте пробел после слова «Старгородские».
Установите
указатель мыши после слова «Старгородские»,
затем щелкните левой клавишей мыши, чтобы перенести курсор. Теперь нажмите
клавишу пробела, чтобы ввести интервал между словами. · Во
второй строке в слове «пренять»
имеется ошибка: вместо буквы «и» написана
буква «е», а слово «качестве» следует заменить словом «должности».
Установите указатель мыши перед буквой «е» в слове «пренять», щелкните левой клавишей мыши, нажмите клавишу Установите указатель мыши перед буквой «к» в слове «качестве», нажмите и придержите левую клавишу мыши, протащите
указатель через слово «качестве» и
отпустите клавишу мыши: слово будет помечено (изменится цвет фона и букв).
Введите слово «должности». Это -
другой способ замены символов. · В
третьей строке следует ввести пробел перед словом «Окончил», а также вставить слово «прикладной» после слова «факультет».
Установите указатель мыши после точки в
конце слова «образование» и
щелкните мышью, затем нажмите на клавишу пробела. Установите указатель мыши
перед словом «информатики» и
щелкните мышью, затем введите слово «прикладной»
и также нажмите на клавишу пробела. · В
пятой строке следует заменить часть текста «последипломную практику» на «стажировку».
Установите
указатель мыши перед словом «последипломную».
Нажмите и придержите левую клавишу мыши, протащите указатель через оба слова,
отпустите клавишу мыши, часть текста «последипломную
практику» будет помечена (изменится цвет фона и символов). Введите с
помощью клавиатуры слово «стажировку». · Удалите из документа текст «, WINDOWS NT». Установите указатель мыши перед этим текстом (а
именно – перед запятой), протащите по нему указатель мыши, чтобы пометить
его; нажмите клавишу |
Удалите
очередные ошибки, которые присутствуют в документе. · В
шестой строке удалите букву «O» в слове «UNIOX». · В
той же строке после символов «98»
вставьте символы «/2000». · В
одиннадцатой строке сочетание букв «ин.»
замените словом «иностранного». В
документе остались еще две ошибки, которые мы исправим позже. Кроме того, мы
дополним заявление о приеме на работу рядом существенных данных, например
данными об адресате и отправителе. |
Запись документа Вы реализуете при помощи
опции Сохранить из меню Файл, которое находится на панели
инструментов. Вы можете также записать документ, щелкнув по кнопке , которая
находится на панели стандартных инструментов.
Откройте
документ и выполните следующее: 1.
Щелкните команду Файл в главном
меню. В раскрывшемся подменю выберите опцию Сохранить как… |
Редактор Word выведет соответствующее
диалоговое окно:
2.
Введите имя файла, например упражнения.
Теперь щелкните кнопку ОК. Документ будет записан нажестком диске в файле с
именем упражнения.doc. |
Закройте документ
и завершите работу с редактором.
1.
Вызовите команду Закрыть из меню Файл.
Файл будет закрыт, а экран Word изменится.
2.
Вызовите опцию Выход из меню Файл. Обратите
внимание, что меню Файл изменилось,
содержит меньше опций для выбора. Редактор закрыт. |
ОТКРЫТИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО
ДОКУМЕНТА
Чтобы открыть уже существующий документ,
щелкните по опции Открыть в меню Файл. На экране будет выведено
следующее диалоговое окно Открытие
документа:
Документ можно также открыть при помощи
кнопки на панели инструментов Стандартные. В диалоговом окне Открытие
документа отображается список файлов, содержащих документы. Мы щелкаем
интересующий нас файл, помечая его таким образом, а затем открываем его с
помощью кнопки Открыть.
Откройте файл
упражнения.doc: · щелкните
кнопку · из
появившегося списка файлов выберите файл
упражнения.doc., щелкнув по имени этого файла; · щелкните
кнопку Открыть - документ будет
открыт, а его содержимое будет выведено на экран. Удалите
из двенадцатой строки слово «сетями»,
поскольку оно повторяется. Введите
в начало текста строку: «Управляющему
Старгородского банка»: · при
помощи указателя мыши установите курсор в начале первой строки;
·
нажмите
клавишу
при
помощи указателя мыши снова установите курсор в начало текста (первого
- пустого - абзаца), а затем вводите текст. |
Снова
переместите позицию курсора в начало текста и введите следующие данные,
нажимая в конце каждой строки на клавишу Enter: Степан Игнатьев Старгород, ул. Свободная, 6, кв. 5. Чтобы
письмо было наилучшим образом читаемо, снова введите пустую строку при
помощи нажатия на клавишу
Установите
курсор в начале шестой строки и дважды нажмите клавишу Нажмите
клавишу Введите
табуляцию в начале строк: 5, 7 и 9. Установите позицию курсора в начало пятой
строки: 1.
Нажмите клавишу 2.
Повторите вышеуказанные действия для строк 7 и 9. Результат Вашей работы должен выглядеть
так, как показано ниже: |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТЕКСТА
Каждый режим предназначен для конкретного
применения. В каждом из режимов используются разные инструменты. В связи с этим
в разных режимах доступны разные функции. В ходе работы над документом Вы
можете изменять режим
отображения документа с помощью специальных кнопок, расположенных в левом
нижнем углу.
Вы можете уменьшать и увеличивать размер документа на
экране, что позволяет просматривать всю страницу целиком или,
наоборот, приближать фрагмент текста. Для изменения размера отображения текста
служит поле (Масштаб) на панели стандартных инструментов.
Изменение масштаба служит только для удобства просмотра документа, не изменяет
его реальный размер и не оказывает никакого влияния на распечатку.
Щелкните
по стрелке, указывающей вниз, рядом с полем Масштаб на панели стандартных инструментов и выберите в развернутом
списке опцию По ширине страницы. |
Откройте
документ и, пользуясь «карманом»,
перенесите в конец абзаца предложение «Знаком со следующими операционными
системами: ...». 1.
Выделите предложение, для чего установите
курсор в начало предложения, нажмите левую клавишу мыши и перемещайте
указатель мыши до конца предложения, затем отпустите клавишу. Помеченный
текст будет высвечен в инверсии (белые буквы на черном фоне). 2.
Щелкните по пиктограмме 3.
Установите курсор в конец предложения
«Хорошо владею английским языком». Щелкните по кнопке Сверьте
полученный Вами результат с
правильным. Скопируйте
фрагмент
текста из документа Упражнения
в новый документ. 1.
Пометьте три первые строки в документе Упражнения (личные данные). 2.
Щелкните по кнопке 3.
Откройте новый документ при помощи кнопки 4.
Щелкните по кнопке 5.
Закройте новый документ, не записывая его
содержимое на жесткий диск. |
Чтобы найти фрагмент текста, следует
выполнить команду Найти из меню Правка. Будет выведено диалоговое окно Найти и заменить с текущей закладкой Найти.
Подобным же образом можно заменить одну
последовательность символов другой. Чтобы заменить фрагмент текста, Вам следует
выполнить команду Заменить из меню Правка. Будет выведена закладка Заменить в диалоговом окне Найти и заменить.
Замените
во всем документе слово «способность»
на слово «умение». Посмотрите, что должно
получиться. |
ИЗМЕНЕНИЕ
ВНЕШНЕГО ВИДА ТЕКСТА
Изменение начертания шрифта реализуется при помощи
команды Шрифт из меню Формат. Значительно быстрее и удобнее выполнять основные операции по изменению начертания шрифта при помощи
панели инструментов Форматирование.
В
подготовленном в предыдущих упражнениях тексте выделите абзац, начинающийся
со слов «В ответ на ...»: 1. Запустите редактор Word и
откройте файл Упражнения.doc. 2. Щелкните дважды левой
клавишей мыши по полосе маркировки рядом с абзацем, который должен быть
помечен. Измените
размер шрифта во всем тексте на 14:
1.
Поместив указатель мыши на полосу маркировки,
щелкните трижды левой клавишей мыши с целью выделения всего текста.
2.
Щелкните левой клавишей мыши по стрелке, указывающей
вниз, в поле Размер шрифта,
чтобы вывести список размеров шрифта.
3.
Щелкните левой клавишей мыши по размеру 14
в списке. Список размеров будет свернут, в поле Размер шрифта появится новый размер.
4.
Щелкните в любом месте пространства текста, чтобы снять
выделение. Весь текст будет автоматически переформатирован, поскольку
символы в этом случае больше по размеру и в одной строке размещается
меньше слов. Измените
гарнитуру шрифта во всем тексте на
Arial. Упражнение выполняется аналогично предыдущему. |
В том же диалоговом окне Шрифт, которое вызывается одноименной командой меню Формат, можно задать и цветовое
оформление шрифта (поле Цвет на
закладке Шрифт), и разнообразные
анимационные эффекты (закладка Анимация).
Попробуйте
выделить фрагмент текста, вызвать команду Шрифт
и задать различные цвета и анимационные эффекты.
Редактор Word имеет 4 кнопки выравнивания
текста:
Заявление о приеме на работу должно быть снабжено
датой. Введите в начале документа: «Старгород, 25 июля 2001 г.». 1.
Установите курсор в начало первой строки,
нажмите клавишу 2.
Впишите в новой строке указанный текст.
Клавишу 3.
Без сомнения, Вам известно, что даты
пишутся с правой стороны листа. Чтобы переместить дату, Вы можете
использовать клавишу табуляции или клавишу пробела. Однако имеется более
простой способ перемещения фрагмента с использованием выравнивания текста. 4.
Установите курсор в первой строке и
щелкните кнопкой По правому краю на
панели инструментов Форматирование.
Дата будет сдвинута к правому полю. Установите
курсор в пределах абзаца, начинающегося от «В ответ на ...». Нажимая по
очереди кнопки выравнивания, Вы увидите, какой вид принимает абзац при каждом
способе выравнивания. Обратите внимание, что табуляция в начале первой строки
абзаца дает эффект лишь в случае выравнивания влево. Попробуйте сделать это. |
В целях
изменения междустрочного интервала Вы должны воспользоваться командой Абзац из меню Формат. После выбора этой команды будет выведено следующее
диалоговое окно:
Попробуйте
поменять интервалы между строками. |
ВЫВОД НА ПЕЧАТЬ
ДОКУМЕНТА И ЕГО ЧАСТИ
Вывод документа на печать мы реализуем при
помощи опции Печать из меню Файл. После вызова команды появится
следующее окно:
Распечатайте
текущую страницу. |
СОЗДАНИЕ
ВЕРХНЕГО И НИЖНЕГО КОЛОНТИТУЛА, НУМЕРАЦИЯ СТРАНИЦ
Нижним колонтитулом
называется повторяющаяся информация, печатаемая внизу каждой страницы
документа, а верхним колонтитулом –
одинаковая информация, печатаемая вверху каждой страницы.
Загрузите
редактор Word, создайте новый документ.
Введите следующий текст, оставляя между отдельными предложениями пустые
строки: Это
первый абзац, который находится на первой странице документа с именем
страница.doc. Это
первый абзац, который находится на второй странице документа с именем
страница.doc. Это
первый абзац, который находится на третьей странице документа с именем
страница.doc. Это первый абзац, который находится на четвертой странице документа с
именем страница.doc. Это
первый абзац, который находится на пятой странице документа с именем
страница.doc. Запишите
документ под именем страница.doc. Проверьте,
в каком режиме отображается этот документ;
если необходимо, то при помощи кнопок переключения режимов установите Обычный режим. |
Введите
признаки конца страницы между отдельными предложениями, записанного выше
текста: 1.
Установите курсор в пустой строке, следующей за первым предложением. 2.
Нажмите клавиши 3.
Повторите вышеуказанные действия для каждой последующей пустой строки. Посмотрите,
что должно получиться. |
Создайте
дифференцированные верхние колонтитулы, на нечетных страницах вставьте в
верхний колонтитул страницы текст Автор
Степан Игнатьев, на четных же страницах - Семинар по базам данных. В нижнем колонтитуле поместите слово Страница и введите нумерацию страниц. 1.
Вызовите из меню Вид команду Колонтитулы. 2.
Щелкните кнопкой Параметры страницы на панели инструментов Колонтитулы. На экране будет выведено диалоговое окно Параметры страницы с закладкой Макет. Это же диалоговое окно Вы
можете вывести при помощи команды Параметры
страницы из меню Файл. 3.
В разделе Различать колонтитулы выделите опцию четных и нечетных страниц. Затем подтвердите выбор, щелкнув по
кнопке ОК. Будет высвечен
прямоугольник, ограниченный прерывистой линией, с надписью вверху Верхний колонтитул нечетной страницы. 4.
Убедитесь, что курсор находится в поле
верхнего колонтитула, а затем введите текст Автор Степан Игнатьев, после чего отцентрируйте его при помощи
кнопки По центру на панели
инструментов Форматирование. 5.
Щелкните по кнопке Переход к следующему на панели инструментов Колонтитулы. Будет высвечен прямоугольник, ограниченный
прерывистой линией, с надписью вверху Верхний
колонтитул четной страницы. 6.
Убедитесь, что курсор находится в поле
верхнего колонтитула, а затем введите текст Семинар по базам данных, после чего отцентрируйте его при помощи
кнопки По центру на панели
инструментов Форматирование. 7.
Щелкните по кнопке Верхний/Нижний колонтитул на панели инструментов Колонтитулы. Будет высвечен прямоугольник,
ограниченный прерывистой линией, с надписью вверху Нижний колонтитул четной
страницы. 8.
Вставьте текст Страница и нажмите клавишу пробела, щелкните по кнопке Номер страницы на панели инструментов Колонтитулы, затем отцентрируйте введенный текст при
помощи кнопки По центру на панели
инструментов Форматирование. 9.
Щелкните по кнопке Переход к предыдущему на панели инструментов Колонтитулы. Будет высвечен прямоугольник, ограниченный
прерывистой линией, с надписью вверху Нижний
колонтитул нечетной страницы. 10.
Вставьте текст Страница и нажмите клавишу пробела, щелкните по кнопке Номер страницы из панели инструментов Колонтитулы, затем отцентрируйте введенный текст при
помощи кнопки По центру из панели
инструментов Форматирование. 11.
Щелкните по кнопке Закрыть с целью завершения ввода колонтитулов. 12.
При помощи команды Предварительный просмотр из меню Файл посмотрите, как выглядит наш документ. Просмотрев документ,
сохраните его на диске. Посмотрите,
как должен выглядеть документ. |
Таблица - это совокупность строк и
столбцов, пересечения которых называются ячейками.
Для создания таблицы служит команда Добавить таблицу... из меню Таблица или кнопка Добавить таблицу, которая находится на панели стандартных
инструментов.
Команда Добавить
таблицу... из меню Таблица вызывает
появление следующего окна:
В этом окне мы определяем размер таблицы,
указывая:
- число столбцов,
- число строк,
- ширину столбца.
Откройте
документ и создайте таблицу размером 7
столбцов и 8 строк одним из двух
вышеназванных способов. |
ð
Чтобы
выделить строку, переместите указатель мыши влево от левого края первого
столбца таблицы. Там находится область выделения строки. Когда указатель мыши
переместится в эту область, его внешний вид изменится. Он будет выглядеть как
стрелка с острием, направленным наклонно в правую сторону .
Щелкните левой клавишей мыши, и Вы выделите строку. Выделенная строка будет
отображена на черном фоне.
Занесите
данные из вышеприведенной таблицы во вновь создаваемую.
ð Чтобы выделить несколько строк, щелкните
левой клавишей мыши по полосе выделения строки, придержите клавишу, затем
перемещайте указатель мыши вниз или вверх до последней из выделяемых строк.
Будет выделена группа соседних строк.
ð
Чтобы
выделить столбец, переместите указатель мыши в положение над верхним краем
первой строки таблицы. Там находится область выделения столбца. Когда указатель
мыши переместится в это место, его внешний вид изменится. Он будет выглядеть
как черная стрелка с острием, направленным вниз .
Щелкните левой клавишей мыши, и Вы выделите столбец.
ð
Чтобы
выделить несколько столбцов, щелкните левой клавишей мыши в области выделения
над первым из выделяемых столбцов, придержите клавишу, затем перемещайте
указатель мыши влево или вправо до последнего маркируемого столбца. Очередные
столбцы будут выделены.
ð Чтобы выделить единичную ячейку, переместите
указатель мыши на область выделения ячейки и щелкните левой клавишей мыши.
Область маркировки ячейки находится в левой нижней части ячейки. Когда
указатель мыши находится на поле маркировки ячейки, его внешний вид меняется.
Он будет выглядеть как стрелка с острием, направленным наклонно в правую
сторону (как и при выделении строки).
ð Чтобы выделить группу соседних ячеек,
установите указатель мыши в левой верхней ячейке, которая принадлежит к группе,
подлежащей выделению. Затем нажмите и придержите левую клавишу мыши. Теперь
переместите указатель мыши в правую нижнюю ячейку выделяемой группы, а затем
отпустите клавишу. Выбранные ячейки будут выделяться по мере перемещения
указателя. Порядок выбора группы ячеек от левого верхнего угла не является
обязательным. Выделение группы можно начинать с произвольной угловой ячейки,
перемещая указатель мыши по диагонали до противоположного угла.
Выполните
следующие упражнения: 1.
Выделите первую строку в созданной ранее
таблице. 2.
Установите размер шрифта первой строки в 9
пунктов; определите начертание шрифта как полужирный курсив; выровняйте текст
по центру. 3.
При помощи панели инструментов Таблицы и границы установите цвет
заливки первой строки (без первой ячейки) в 15% серого. 4.
Выделите первый столбец и установите размер
шрифта первого столбца в 8 пунктов; определите начертание шрифта как
полужирный курсив; выровняйте текст по центру и отцентрируйте по вертикали
(надо использовать панель инструментов Таблицы
и границы). 5.
Установите цвет заливки первого столбца
(без первой ячейки) в 15% серого. 6.
Выделите ячейки с текстом “суббота” и
“воскресенье” и установите для них цвет заливки в 5% серого. |
Тогда таблица примет следующий вид:
|
8.00-8.45 |
9.00-9.45 |
10.00-10.45 |
11.15-12.00 |
12.15-13.00 |
13.15-14.00 |
Понедельник |
|
|
|
|
|
|
Вторник |
|
|
|
|
|
|
Среда |
|
|
|
|
|
|
Четверг |
|
|
|
|
|
|
Пятница |
|
|
|
|
|
|
Суббота |
|
|
|
|
|
|
Воскресенье |
|
|
|
|
|
|
Попробуйте изменить размеры ячеек. |
В MS Word имеются разнообразные средства оформления
таблицы, позволяющие использовать не только одинарные непрерывные линии. Для
этих целей служит команда Границы и
заливка... из меню Формат. После
вызова этой команды на экран выводится окно
Границы и заливка, которое имеет три закладки: Граница, Страница и Заливка.
Потренируйтесь
в оформлении таблицы. Выполните
следующее упражнение:
1.
Выделите, а затем объедините ячейки на пересечении:
-
2,
3 строки и 3, 4 столбца,
-
4,
5 строки и 5, 6 столбца,
-
7
строки и 2, 3, 4 столбца,
-
7
строки и 5, 6, 7 столбца,
-
8
строки и 2, 3, 4, 5, 6, 7 столбца.
2.
Выделите, а затем разбейте на два столбца
ячейку на пересечении 2 строки и 2 столбца.
3.
Заполните текст таблицы, применяя для этого
шрифт курсив размером 11 пунктов.
4.
Подгоните ширину столбцов таким образом, чтобы
в каждой ячейке текст размещался в одну строку. |
Таблица принимает следующий вид:
|
8.00-8.45 |
9.00-9.45 |
10.00-10.45 |
11.15-12.00 |
12.15-13.00 |
13.15-14.00 |
|
Понедельник |
ФК |
|
экономика |
химия |
литература |
биология |
|
Вторник |
математика |
русский |
ФК |
|
|||
Среда |
физика |
литература |
математика |
информатика |
|
||
Четверг |
история |
русский |
литература |
|
|||
Пятница |
русский |
ОБЖ |
география |
биология |
валеология |
|
|
Суббота |
|
|
|||||
Воскресенье |
|
||||||
Стандартная инсталляция программы Word содержит комплект рисунков разного рода. Они
представляют собой спроектированные профессионалами картинки, образующие так
называемую Clip
Gallery (Коллекцию клипов), которые можно вставить в создаваемый
документ. Для облегчения поиска все рисунки упорядочены по категориям,
например: здания, растения, люди.
Для видоизменения вставленного рисунка или же
для создания нового графического объекта может быть использована панель
инструментов Рисование. Доступ к ней возможен при помощи
команды Панели инструментов из меню Вид.
Откройте
документ и выполните упражнение: 1.
Вставьте в ячейку с текстом «Информатика» рисунок из Clip Gallery: - щелкните
мышью перед словом «Информатика» и
нажмите клавишу - последовательно
выбирая команды меню Вставка \ Рисунок
\ Картинки, вызовите окно Clip Gallery;
в категории Карикатуры выберите и
вставьте подходящий рисунок; - убедившись,
что вставленный рисунок маркирован (отображаются восемь точек изменения
размеров по границам рисунка), последовательно выберите команды меню Формат \ Рисунок (выведется диалоговое
окно Формат рисунка); - в
закладке Положение отключите опцию Поверх текста; - вновь
вызовите диалоговое окно Формат объекта
(обратите внимание на изменение названия команды меню); - в
закладке Размер установите масштаб
рисунка в 30% высоты и 30% ширины. 2.
Вставьте в «субботние» ячейки таблицы текст
из WordArt высотой 0,7 см и шириной 5 см: - выведите
на экран панель Рисование (меню Вид \ Панели инструментов \ Рисование); - щелкните
мышью в одной из ячеек, а затем с помощью кнопки - выберите
щелчком мыши подходящий стиль надписи и щелкните по кнопке ОК; - введите
с клавиатуры слово «Свобода», установите
размер надписи 18 пт и щелкните по кнопке ОК; - в
закладке Размер диалогового окна Формат объекта WordArt установите
размер объекта 0,7 см х 5 см и щелкните ОК; - выделите
«субботнюю» строку таблицы, выведите диалоговое окно Высота и ширина ячейки (меню Таблица
\ Высота и ширина ячейки), в списке поля Высота строки 7 измените параметр Авто на параметр Точно,
а в поле Значение установите
величину 30 пт и щелкните ОК; - перетащите
мышью надпись «Свобода» в ячейку
таблицы; - проделайте
то же самое в соседней ячейке. 3.
Вставьте в ячейку таблицы с текстом
«Экономика» произвольную столбчатую диаграмму высотой 2,5 см: - создайте
пустую строку в ячейке; - выведите
диалоговое окно Вставка объекта
(команды меню Вставка \ Объект...)
и выберите из списка Диаграмма Microsoft Excel; - убедившись,
что вставленная диаграмма маркирована, последовательно выберите команды меню Формат \ Объект, в закладке Размер окна Формат объекта установите размер по высоте 2,5 см, щелкните ОК. 4.
Руководствуясь рекомендациями пункта 1,
вставьте в строку «Воскресенье»
изображение автомобиля (рекомендуемый масштаб – 60%). 5.
Переместите, захватив мышью, границы между строками «Понедельник» и «Вторник»,
«Среда» и «Четверг»,
«Пятница» и «Суббота» так, чтобы высоты этих строк были бы примерно равны. 6.
С помощью панели инструментов Таблицы и границы отцентрируйте по
вертикали текст в ячейках. |
Таблица принимает следующий вид:
|
8.00-8.45 |
9.00-9.45 |
10.00-10.45 |
11.15-12.00 |
12.15-13.00 |
13.15-14.00 |
|
Понедельник |
ФК |
|
экономика |
химия |
литература |
биология |
|
Вторник |
математика |
русский |
ФК |
|
|||
Среда |
физика |
литература |
математика |
информатика |
|
||
Четверг |
история |
русский |
пластика |
|
|||
Пятница |
русский |
ОБЖ |
география |
биология |
валеология |
|
|
|
|
||||||
Воскресенье |
|
||||||
Оформление элементов текста в виде
маркированного списка выполняется при помощи команды Список из меню Формат,
после чего в закладке Маркированный
следует выбор соответствующего варианта маркировки.
С целью маркировки абзаца мы можем также
воспользоваться кнопкой Маркеры , которая
находится на панели инструментов Форматирование.
Для выполнения
нумерации следует воспользоваться командой Список
из меню Формат и из закладки Нумерованный выбрать соответствующий
шаблон нумерации.
С этой же целью мы можем также
воспользоваться кнопкой Нумерация , которая
находится на панели инструментов Форматирование.
Наконец, текст можно представлять в виде
списка с пунктами и подпунктами, который используется при необходимости
упорядочения многоуровневого фрагмента. Для создания такой нумерации следует
выбрать команду Список из меню Формат, а затем в закладке Многоуровневый выбрать соответствующий
образец.
Пример
многоуровневой нумерации:
Автосервис предлагает следующие услуги:
1.
Комплексный ремонт и обслуживание
а)
двигателей
б)
подвесок
в)
сцеплений
2.
Диагностика систем зажигания
3.
Монтаж
а)
центральных замков
б)
сигнальных систем
Откройте
новый документ и создайте список с
многоуровневой нумерацией по образцу «Автосервис предлагает
следующие услуги», в котором: - первый
уровень нумерации обозначается римской цифрой с точкой, - второй
уровень нумерации обозначается арабской цифрой с круглой скобкой. Проверьте,
что должно получиться в результате. |
Для установки полей
служит диалоговое окно Параметры
страницы, вызываемое командой Параметры страницы из меню Файл или двойным щелчком мыши по верхней
или боковой
линейкам.
Поля можно также изменять при помощи мыши.
Для этой цели служат координатные линейки в верхней (горизонтальная), а также в
левой (вертикальная) части окна документа.
Попробуйте изменить поля в документе. |
Установку новых, удаление существующих
позиций табуляции можно осуществлять при помощи клавиш и
(при
этом используются предопределенные значения позиций табуляции) или мыши и
горизонтальной координатной линейки.
Установку табуляторов можно осуществить также
из окна Табуляция, доступного после запуска команды Табуляция... из меню Формат.
Откройте
новый документ и выполните упражнение: 1.
Впишите следующий текст, разделенный
табуляторами (используя клавишу восход 10,2 автомобиль заход 1234,23 самолет полночь 1,0003 велосипед 2.
Выделите написанный текст (три абзаца). 3.
Упорядочьте текст, вводя позиции табуляции
в окне Табуляция на третьем, шестом
и девятом сантиметре и выравнивая: - первый столбец по левому, - второй столбец по десятичному разделителю, - третий столбец по центру. Введенный
текст должен автоматически принять вид: восход 10,2 автомобиль заход 1234,23 самолет полночь 1,0003 велосипед |
Серийная корреспонденция -
механизм, позволяющий автоматизировать работу, связанную с созданием разного
рода корреспонденции, рассчитанной на несколько адресатов, в частности:
· создание
т.н. типовых писем;
· печать
адресов на конвертах;
· печать
почтовых наклеек.
В целях подготовки серийной корреспонденции следует выбрать команду Слияние... из меню Сервис; тут же появляется окно Слияние.
Откройте
новый документ и выполните упражнение: Создайте
основной документ:
1.
В меню Сервис
выберите команду Слияние.
2.
В окне Слияние
в разделе Основной документ
щелкните по кнопке Создать.
Из открывшегося списка выберите строку Документы
на бланке.
3.
В диалоговом окне нажмите кнопку Создать основной документ. Вновь появилось
окно Слияние, но в нем добавилась
кнопка Правка.
4.
Щелкните по кнопке Правка а затем – по надписи Документ
на бланке: ДокументN. На экране появится чистый
лист окна редактора.
5.
Введите основное содержание письма, но оставьте
пропуски в тех местах, где будут подставляться имена, фамилии, адреса
и другая индивидуальная информация. |
Создайте структуру источника
данных: 1.
Откройте окно Слияние (меню Сервис \ Слияние) 2.
Щелкните по кнопке Получить данные. 3.
Так как у Вас еще нет файла с данными в
открывшемся списке выберите пункт Создать
источник данных. Появится окно Создание
источника данных, где Вам предлагается структура, т.е. перечень полей,
которые могут быть в Вашем документе. 4.
Из предлагаемого перечня удалите ненужные
поля Обращение, Должность, Организация,
Адрес2, Страна, Дом_телефон, Раб_телефон. Для этого ненужное поле надо
пометить щелчком мыши и нажать на кнопку Удалить
поле. 5.
Добавьте поля Отчество и Пол. Для этого в окошко ввода Поле внесите название добавляемого поля и щелкните по кнопке Добавить поле. 6.
Упорядочьте расположение полей, передвигая
поле вверх или вниз по списку с помощью кнопки Порядок. Нажмите ОК и
сохраните в файле под произвольным именем (например, Список). |
Введите
данные об адресатах: 1.
Щелкните по кнопке Правка источника данных. Появится окно Форма данных. 2.
Введите в каждое поле данных информацию об
адресате. 3.
Закончив ввод информации об одном адресате,
щелкните по кнопке Добавить и
введите информацию оследующем адресате. Поле Пол заполняйте однотипно, например, М для адресатов мужского пола и Ж –для лиц женского пола. 4.
Введите таким образом информацию о 3-4
адресатах и щелкните по кнопке ОК. |
Вставьте поля слияния в документ: 1. Установите текстовый курсор в
первую строку основного документа, щелкните по кнопке Добавить поле слияния на панели инструментов. Появится список тех полей,
которые Вы определили, задавая структуру источника данных. 2. Выберите из списка поле Индекс. В тексте документа появилось поле слияния Индекс. Поставьте за ним запятую, затем пробел и вставьте поле
слияния Область, а затем – Город. На следующей строке документа вставьте поле
слияния Адрес1. На третьей строке основного документа вставьте поля слияния
Фамилия, Имя и Отчество, отделяя их пробелами. 3. Выделите первые три строки
документа, содержащие поля слияния, и отформатируйте их по Вашему усмотрению.
Например, можно задать для них шрифт подчеркнутый курсив и выровнять по
правому краю. 4. На четвертой строке документа
вставьте еще раз поля слияния Имя и Отчество,
отделив их пробелами, и поставьте восклицательный знак. Это обращение к
адресату. Выровняйте текст по центру. Вставьте в текст документа условие формирования обращения
к адресату: 1. Установите курсор в начале строки,
где находится обращение к адресату. 2. Щелкните по кнопке Добавить поле Word. Выберите из списка пункт IF-THEN-ELSE. Появится диалоговое окно Вставка поля IF. 3. В окошке Поле щелчком мыши по стрелке раскройте список полей и выберите поле Пол. В окошке Оператор установите значение Равно. В окошке Значение введите символ М. 4. В разделе Вставить следующий текст введите «Уважаемый», а в разделе В
противном случае введите
«Уважаемая». 5. Щелкните по кнопке ОК. |
Завершающим этапом создания серийных писем является собственно слияние основного документа с подготовленным источником данных. Для этого следует вновь вызвать окно Слияние и щелкнуть по кнопке Объединить. В появившемся окне вновь подтвердите свой выбор, щелкнув по кнопке Объединить. Попробуйте выполнить это самостоятельно. После обработки Word создаст новое окно документа, в котором на отдельных страницах будут находиться все 3-4 письма, написанные различным адресатам, созданные в результате слияния. Вы можете просмотреть их и затем напечатать.