ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ
СОДЕРЖАНИЕ |
Материалы курса "Пользователь ПК по
европейским стандартам (ECDL)" |
|
|
Модуль_4A,_Часть_I |
|
|
|
Модуль_4A,_Часть_II |
|
|
|
Модуль_4A,_Часть_III |
|
|
|
Модуль_4A,_Часть_IV |
|
|
|
Модуль_4A,_Часть_V |
|
|
|
Модуль_4A,_Часть_VI |
|
|
|
Модуль_4A,_Часть_VII |
|
|
|
Модуль_4Б,_Часть_VIII |
|
|
|
Модуль_4Б,_Часть_X |
|
|
|
Модуль_4Б,_Часть_XI |
|
|
|
Модуль_4Б,_Часть_XII |
|
|
|
Модуль_4Б,_Часть_XIII |
ЗАПУСК ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА ЕХСЕL
Вы можете запустить табличные процессоры Excel 97 при помощи меню Пуск, последовательно выбирая опцию Программы, затем опцию Microsoft Excel. Сразу же после запуска программы Excel открывается пустой новый пустой документ, называемый Книга. Новая книга поначалу состоит из трех листов. Во время одного сеанса работы с Excel (сессии) можно открыть и обрабатывать сразу несколько книг.
1. Щелкните по кнопке Пуск, а затем
переместите указатель мыши на опцию Программы. 2. Из появившегося вложенного меню выберите табличный процессор Microsoft Excel и
щелкните левой клавишей мыши - программа будет запущена. После запуска
таблицы Вы увидите следующее окно: |
|
Программа Excel подсказывает значения отдельных кнопок на панелях инструментов, что позволяет не обращаться к руководству пользователя.
|
Excel имеет справочную систему, которая называется Помощник пакета Office и служит для отображения вспомогательных советов и подсказок.
|
СОЗДАНИЕ
КНИГИ
Файл программы Microsoft Excel носит название книги. Книга может состоять из нескольких электронных таблиц, диаграмм, диалоговых листов и листов макросов. Книга может содержать более одной таблицы. Количество таблиц определяется пользователем.
1. Вызовите команду Параметры из меню Сервис и выберите закладку Общие. 2. Отыщите поле Листов в новой книге и измените (при помощи прокрутки или с клавиатуры) находящееся там число на значение “2”. Затем щелкните кнопку ОК. 3. Закройте текущую книгу. Если Вы вводили какие-либо данные, будет выведено окно с вопросом: Сохранить изменения в файле “Книга1”? Щелкните по кнопке Нет. 4. Теперь создайте новую
книгу - щелкните по кнопке Создать на
панели стандартных инструментов. Будет создана новая книга под названием Книга2, содержащая две страницы под названиями Лист1
и Лист2. |
|
Электронная таблица состоит из столбцов и строк.
На пересечении каждого столбца и строки находится ячейка, которая является основной единицей электронной
таблицы. Каждая ячейка однозначно определяется обозначением столбца и номером
строки, на пересечении которых она находится (например, В5 - ячейка в столбце
В и на пятой строке). Запись, определяющая позицию ячейки, называется
адресом ячейки - мы говорим “ячейка по адресу
В5” или сокращенно “ячейка В5”.
1. Активизируйте ячейку В2. Начните вводить текст “Пришла весна” (нажимайте соответствующие клавиши на клавиатуре и наблюдайте за экраном). После ввода текста нажмите клавишу Enter. Текст размещен в ячейке, а курсор переместился в ячейку В3. Несмотря на то что текст не поместился в ячейке, он показан целиком, т.к. соседняя ячейка (С2) свободна (не содержит никаких данных). 2. Активизируйте ячейку С4. Впишите “16” и нажмите клавишу Enter. |
3. Щелкните мышью по ячейке С4
и посмотрите на строку формулы. Затем активизируйте ячейку В4 и снова посмотрите на строку формулы. Обратите внимание
на то, что находится в строке формулы, если активная ячейка не содержит
данных. |
Чтобы
модифицировать данные в ячейке, ее следует активизировать и нажать клавишу F2.
Excel переходит в режим правки; Вы можете перемещать курсор в пределах ячейки
при помощи стрелок влево или вправо, а также водить новый текст или удалять уже
имеющийся при помощи клавиш Delete и Backspace.
Для полного удаления данных из ячейки ее следует активизировать и нажать клавишу Delete. Изменение ширины столбцов или высоты строк можно также осуществить при помощи команды Строка или Столбец из меню Формат, размещенного в строке меню. При выборе этих команд выпадает подменю с пунктами Высота (для строки) или Ширина (для столбца). В появившемся диалоговом окне Вы вводите соответствующую ширину столбцов или высоту строк.
1. Активизируйте ячейку В2. Нажмите клавишу F2, а затем допишите текст “- стало тепло”. Нажмите клавишу Enter. Будет виден весь текст. 2. А сейчас активизируйте
ячейку D2 и впишите число 5. После нажатия клавиши Enter
число вводится в ячейку, но текст в ячейке В2 обрезан.
Поскольку текст слишком длинный, Excel разместил его над ячейками С2 и D2. Это можно было сделать, т.к. эти ячейки не
содержали данных. Когда ячейка D2 оказалась заполненной, Excel высветил ее
содержимое и при этом был вынужден обрезать запись в ячейке В2. |
3. Запись из ячейки В2 не высвечивается полностью на экране, но хранится целиком так, как он был введен. Чтобы убедиться в этом, активизируйте ячейку В2 и посмотрите на строку формулы. Вы можете также удалить число 5 из ячейки D2; для этой цели активизируйте ячейку D2 и нажмите клавишу Delete. Текст снова полностью появляется на экране. 4. Снова впишите “5” в ячейку D2. 5. Увеличьте ширину
столбца, чтобы весь текст из ячейки В2 был виден на
экране. Вы можете увеличить столбец В или столбец С.
Увеличение столбца С позволит отобразить весь текст, однако если в будущем
появится необходимость ввести данные в ячейку С2, текст из ячейки В2 снова
будет укорочен. Лучше расширить столбец В. Передвиньте указатель мыши на
заголовки столбцов и установите его между столбцами В
и С. Когда он изменит свой вид, нажмите левую
клавишу мыши, увеличьте ширину столбца и отпустите эту клавишу. Если ширина
столбца не будет подходящей, Вы можете повторить операцию. |
|
Для копирования и перемещения данных в Excel используются приемы, сходные со способами текстового процессора Word: посредством буфера обмена и с помощью буксировки мышью.
Щелкнув по кнопке (Вставить) или указав такую же команду в меню Правка, Вы увидите,
что данные из отмеченного пунктиром диапазона ячеек удалились и переместились на новое
место. Операция копирования выполняется аналогично, с той разницей, что вместо
вырезания применяется кнопка (или команда)
(Копировать) и данные не удаляются из
выделенной области, а дублируются в новом месте.
Операция перемещения с помощью буксировки выполняется следующим образом. Выделите область данных, подведите указатель мыши к границе выделенной области (указатель примет вид белой стрелки), нажмите левую клавишу мыши и, не отпуская ее, переместите блок ячеек на новое место. Копирование производится так же, только при перемещении блока надо держать нажатой клавишу Ctrl на клавиатуре.
При работе с большими таблицами может возникнуть необходимость найти какое-либо слово, число или группу символов. Для таких задач в Excel имеется команда Найти, вызываемая из меню Правка. В появившемся диалоговом окне
в поле Что введите образец поиска, при необходимости установите направление поиска (поле Просматривать): слева направо – по строкам или сверху вниз – по столбцам.
|
Данные отображаются в ячейках не обязательно именно так, как их ввели. То, каким образом данные показаны в ячейке, зависит от формата ячейки.
|
Чтобы изменить
формат ячейки, следует вызвать команду Ячейки из меню Формат.
Можно также нажать комбинацию клавиш Ctrl +1. После вызова команды на
экран будет выведено следующее окно:
|
1. Активизируйте ячейку С5. 2. Щелкните по команде Ячейки...
из меню Формат. 3. Поскольку мы форматируем величину, которая должна отображаться как дата, в списке числовых форматов выделите Дата (укажите мышью и щелкните левой клавишей). 4. В окне Тип выведен
перечень доступных типов. Отыщите интересующий Вас формат и выделите его.
Посмотрите на поле Образец, чтобы убедиться, что величина отображается
в требуемом виде. |
Формат ячейки изменен, а величина показана в соответствии с новым форматом. Теперь посмотрите на строку формул. Несмотря на то что запись в ячейке выглядит по-иному, вписанная величина осталась такой же, как и перед изменением формата.
|
Когда Вы вводите в ячейку дату или время, Excel обычно используют формат из категории (все форматы), несмотря на то что в другой категории находится подходящий формат. Если Вы не хотите пользоваться форматами, предлагаемыми Ехсеl, Вы можете изменить их в любой момент форматом, выбранным Вами самостоятельно. Вы можете также установить формат ячейки до ввода в нее данных. Выполняя автоматическое согласование величины, Ехсеl тут же заменит текущий формат на формат, задаваемый Вами.
1. Активизируйте ячейку А11.
Нажмите комбинацию клавиш Ctrl + 1. Выберите в перечне числовых
форматов категорию Дата, а в перечне типов выделите “06 апр 97”.
Щелкните по кнопке ОК. 2. Теперь впишите дату “23.07.1999” и нажмите клавишу Enter. Дата будет введена сразу же в виде “23 июл 99”, т.е. в таком формате, который Вы выбрали перед вводом величины в ячейку. Дополнительно Ехсеl подогнал ширину столбца - увеличил ее автоматически так, чтобы запись даты полностью поместилась в столбце. 3. Повторно активизируйте
ячейку А11 и посмотрите на строку формул, чтобы проверить, сохранилась ли
вписанная Вами величина. |
1. Активизируйте ячейку Е8. Впишите число 10 и нажмите клавишу Enter. 2. Теперь впишите число 12,5 (после ввода числа 10 в ячейку Е8 и нажатия клавиши Enter ячейка Е9 стала активной) и снова нажмите клавишу Enter. 3. Ячейка Е10
активизировалась; впишите число 0,23. |
Вписывая числа в десятичной форме, используйте знак запятой. Если число будет введено правильно, оно будет принято, введено в ячейку и выровнено по правому краю. Способ ввода чисел (использование запятой в качестве десятичного разделителя) зависит не только от программы Ехсеl, но также и от настроек системы Windows. Для изменения настроек в Windows 98 следует вызывать прикладную программу Язык и стандарты из Панели управления и на закладке Числа в поле Разделитель целой и дробной частей числа выбрать символ запятой. Кроме того, может случиться, что кто-нибудь в Вашей системе изменил параметры в других закладках: Денежная единица, Дата, Время. Вам следует сделать правильные установки, чтобы процессор Ехсеl мог соответственно интерпретировать Ваши записи.
1. Активизируйте ячейку F8. Введите “25%” и нажмите клавишу Enter. 2. Теперь в активную ячейку F9 введите “0,15” - в этом случае формат величины остался без изменений. 3. Ячейка F10 теперь активизирована. Вызовите команду Формат ячеек, из числовых форматов выберите категорию Процентный. В поле Число десятичных знаков Вы можете определить, с какой точностью должна отображаться величина - примите предопределенную установку в два знака после запятой (щелкните ОК). 4. Впишите число “32”. Обратите внимание, что после ввода цифры 3 программа Excel автоматически дописала символ “%”. Курсор находится между цифрой 3 и знаком “%”, и очередные цифры будут помещены в правильное место. После ввода цифры 2 нажмите клавишу Enter и повторно активизируйте ячейку F10. Обратите внимание, что вводимая величина “32%” (смотри строку формул) отображается в виде 32,00%, в соответствии с форматом ячейки. 5. Теперь измените формат ячейки F9 таким образом, чтобы
представленная величина отображалась в процентной форме. Активизируйте ячейку
F9 и вызовите команду Формат ячеек. Укажите категорию Процентный и уменьшите число знаков после
запятой до 1. Щелкните кнопку ОК. Величина
отображена в ожидаемом виде, изменился также способ хранения величины (смотри
строку формул). |
1. Активизируйте ячейку Е4 и введите число “32,5”. 2. Повторно активизируйте
ячейку Е4 и вызовите команду Формат ячеек. 3. В числовых форматах
выберите категорию Денежный. В окне
формата Вы можете определить три параметра: число десятичных знаков, обозначение
валюты (из развернутого списка), а также способ записи отрицательных
чисел. Поскольку процессор Ехсеl установил все
параметры в соответствии с нашими ожиданиями (валюта в рублях, два знака
после запятой), щелкните кнопку ОК. Сравните, каким образом число
хранится в памяти (строка формул) и каким образом оно отображается в ячейке. |
2. Введите в таблицу следующие
данные. |
Допустим, Вы хотите, чтобы введенный список перечень был упорядочен по алфавиту. Табличный процессор Ехсеl может быстро отсортировать таблицу, которая приведена выше, используя для этой цели один, два или три критерия.
3. Щелкните по любой ячейке в списке фамилий или имен. 4. Щелкните по команде Сортировка в меню Данные. Ехсеl выведет диалоговое окно Сортировка диапазона, а также выделит всю совокупность ячеек, в которых находятся данные. 5. В поле
Идентифицировать поля по... выделите опцию подписям
(первая строка диапазона). Это означает, что данные в первой строке
воспринимаются как заголовок и не участвуют в сортировке. |
6. Щелкните по кнопке ОК, чтобы
отсортировать данные. |
Список отсортирован по фамилиям, но не отсортирован по именам (это касается строк 3 и 4). Стало быть, мы должны их отсортировать по двум столбцам.
7. Выделив произвольную
ячейку в перечне фамилий и имен, щелкните команду Сортировка из меню Данные.
Система Ехсеl выведет диалоговое окно
Сортировка диапазона. 8. В поле
Идентифицировать поля по... выделите опцию подписям
(первая строка диапазона). В поле Сортировать
по появилось название столбца Фамилия. 9. Чтобы добавить второй
столбец, по которому будет осуществляться сортировка, разверните список в
поле Затем по, из перечня выберите Имя. |
10. Щелкните по кнопке ОК. |
Перечень теперь отсортирован в алфавитном порядке по фамилиям и именам.
ОТКРЫТИЕ И ЗАПИСЬ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ КНИГИ
Запись книги
Вы можете осуществить при помощи опции Сохранить
из меню Файл. Записать (сохранить) документ Вы можете, щелкнув по кнопке
, которая
находится на панели инструментов.
Если Вы сохраняете документ, который ранее не существовал, система Ехсеl выведет соответствующее диалоговое окно.
1. Щелкните по кнопке Сохранить 2. В поле Папка откройте список папок и найдите папку Мои документы. 3. В поле Имя файла
впишите имя “Упражнение первое” и щелкните по кнопке
Сохранить. |
Если Вы завершаете работу с текущим документом и не будете продолжать работу с другим, выберите опцию Выход из меню Файл. Книга будет закрыта, а работа табличного процессора Ехсеl будет завершена. Если Вы завершили работу с текущей книгой, но намерены продолжать работу с другой, выберите опцию Закрыть из меню Файл. Книга будет закрыта, но Ехсеl будет готов к дальнейшей работе. Вы можете создавать новый или открывать уже существующий документ.
|
Чтобы
открыть уже существующую книгу, щелкните по опции Открыть
в меню Файл. На экран будет выведено диалоговое окно Открытие
документа:
Книгу можно также открыть при помощи кнопки на панели стандартных инструментов.
Вы уже умеете вводить данные в ячейки, а также форматировать ячейки. Пришло время создать первую таблицу. Сначала пусть это будет простая таблица, позволяющая рассчитать домашние расходы.
Таким образом составленная таблица не является представительной - над ней еще необходимо поработать.
1. Увеличьте ширину
столбца А так, чтобы был виден весь текст, введенный
в ячейку А5: “проездные на трамвай (на месяц)”. 2. Выделите столбец В и щелкните кнопку Денежный формат на панели
инструментов для форматирования. Все числа будут представлены в виде денежных
величин. |
Чтобы сложить содержимое ячеек, Вы должны ввести формулу, включающую адреса ячеек, объединенных оператором суммирования.
1. Активизируйте ячейку В11. Теперь Вы могли бы просто ввести формулу =СУММ(В1:В9), и результат был бы готов. Как Вы, наверное, помните, программа Ехсеl оказывает помощь при вводе таких формул. 2. На панели стандартных
инструментов находится кнопка Автосумма 3. Повторно активизируйте
ячейку В11 и сравните данные, отображаемые в ячейке и в строке формул. Теперь
отчетливо видна разница между тем, что было хранится
в ячейке, и тем, что в ней отображается, и сразу же становится ясным смысл
наличия строки формул. |
Вставка строк и столбцов в таблицу осуществляется аналогично вставке в
таблицах редактора Word. Прежде всего следует выделить
строку (или строки, если Вы хотите вставить их несколько), щелкая по
обозначению строки, над которой должна быть размещена новая, а затем следует
вызвать команду Строки из меню Вставка.
1. Выделите первую строку таблицы. Щелкните по ее номеру левой клавишей мыши. Теперь щелкните правой клавишей мыши, чтобы вызвать контекстное меню. Вы можете сразу щелкнуть только правой клавишей мыши - будет выделена строка, а затем выведено контекстное меню. 2. Выберите команду Добавить ячейки и щелкните левой клавишей мыши. В начале таблицы появится новая, пустая строка под номером 1. Все остальные строки будут перемещены на единицу вниз и перенумерованы; то, что находилось в первой строке, перемещено во вторую. Данные из второй строки перемещаются в третью и т.д. 3. В ячейку А1 введите “Расходы”. В ячейку В1 введите “Сумма”. 4. Выделите ячейки А1 и В1. Подведите указатель мыши к А1, нажмите левую клавишу мыши и, не отпуская ее, переместите указатель мыши в ячейку В1, после чего отпустите клавишу. Обе ячейки выделены - утолщенная линия охватывает обе ячейки: А1 и В1. 5. Щелкните кнопки Границы
6. Ранее в ячейку В11 мы
ввели формулу суммирования содержимого ячеек В1:В10.
Теперь в столбце В1 содержится текст “Сумма”,
а не число. Удалось ли программе Ехсеl правильно
рассчитать сумму? Результат в ячейке В12 (новое место вписанной суммы
расходов) представляется правильным. Щелчком мыши активизируйте ячейку В12,
чтобы увидеть введенную в нее формулу. Во время вставки строки программа Ехсеl переместила составляющие, которые входят в сумму, а
также изменила формулу, чтобы сохранить правильность расчетов. После
изменений формула ссылается на ячейки В2:В11, т.е.
те же самые данные, но размещенные в других ячейках. |
1. Прежде всего
Вы должны ввести пустую строку. Выделите номер строки 8 (Пресса)
и щелкните правой клавишей мыши. Строка будет выделена, и тут же выводится
контекстное меню. Щелкните по команде Добавить
ячейки. 2. В ячейку А8 впишите “Одежда”.
В ячейку В8 введите “180”. Обратите внимание, что
новая дописанная ячейка В8 получила тот же формат, который имела предыдущая -
введенное число отображено в денежной форме. Посмотрите на сумму - она
изменилась. Активизируйте ячейку В13 (теперь в этой ячейке находится сумма),
чтобы проверить, каким образом модифицирована формула. Поскольку Вы
вставляете строку, Вы “растягиваете” блок ячеек (Вы вставили новую ячейку
вовнутрь области В2:В11),
программа Ехсеl модифицирует формулу; то, что прежде было в ячейке В11,
теперь будет в ячейке В12. |
1. Аналогичным образом вставьте пустую строку в конце перечня (новая позиция в строке 12) и заполните ячейки А12 и В12. 2. Активизируйте ячейку В14 (сейчас сумма
находится в этой ячейке), чтобы проверить, модифицирована ли формула и, если
да, то каким образом. |
Для перемещения формулы подведите указатель мыши к тому
месту границы ячейки, где изображение указателя изменяется с белого крестика
на белую стрелку. Затем нажмите левую клавишу мыши и, удерживая ее, перемещайте
ячейку в нужное место таблицы. Завершив перемещение, отпустите клавишу мыши.
Для копирования формулы поступайте точно так же, но при перемещении мыши нажмите
и удерживайте клавишу Ctrl на клавиатуре. В целях перемещения или копирования
можно воспользоваться также инструментами (Вырезать),
(Копировать)
и
(Вставить)
на стандартной панели инструментов или же соответствующими пунктами меню Правка.
2. Выделите ячейки от Е4 до Е6 и отформатируйте их как Денежные (кнопка Денежный формат на панели инструментов форматирования). 3. В ячейке Е8 вычисляем сумму. Разумеется, Вы можете использовать функцию СУММ() и кнопку Автосумма, но мы Вам покажем другой способ использования возможностей программы Ехсеl. 4. Активизируйте ячейку
Е8. Нажмите на клавиатуре символ “=“. Программа Ехсеl
переходит в режим правки содержимого ячейки. Теперь выделите ячейку Е4 (щелкните в ней левой клавишей мыши) - ячейка Е4
помечена и мигает прерывистой линий, причем ее адрес дописан в ячейку
(смотрите строку формулы). Теперь нажмите кнопку <+>; мигающий
курсор возвратился в строку формул (и в ячейку). Щелкните левой кнопкой по
ячейке Е5. Снова введите “+” и щелкните по ячейке Е6.
нажмите клавишу Enter - формула осталась записанной, а результат
размещен а ячейке Е8. |
1. Впишите в ячейку D12 “Состав семьи”. В ячейку D14 введите “Средний доход на 1 чел.”. Допуская, что семья состоит из 4 человек, введите в ячейку Е12 величину “4”. 2. Увеличьте ширину столбца D, чтобы вышеуказанные надписи были видны. 3. Средний доход на 1
человека должен быть выведен в ячейке Е14. С этой целью активизируйте ячейку
Е14. На панели стандартных инструментов щелкните по кнопке |
4. В окошке Категория щелкаем по имени
функции, в нашем случае Статистические. При помощи вертикального
ползунка прокручиваем окно Функции, пока не появится имя СРЗНАЧ,
щелкаем по этому имени и подтверждаем выбор, щелкнув по кнопке ОК.
В диалоговом окне будет высвечено диалоговое окно СРЗНАЧ. |
В случае необходимости Вы можете переместить окно в другое место; захватив и удерживая нажатую левую клавишу мыши, Вы перемещаете его в более удобное место. Вводим первый аргумент функции, выделив ячейки Е4, Е5, Е6, на основании которых функция должна вычислять среднее значение. Если мы выделили ячейки, программа Ехсеl автоматически уменьшает диалоговое окно до уровня одной строки, чтобы мы имели возможность просмотреть более крупные части электронной таблицы. Отпустив клавишу, мы возвращаем окно в его исходное состояние. В поле Число1 будет высвечена величина: Е4:Е6. В диалоговом окне СРЗНАЧ щелкаем по полю Число2. Автоматически появляется третье поле. Вводим второй аргумент функции, щелкая по ячейке Е12. В поле Число2 появляется адрес этой ячейки. Щелкаем по кнопке ОК. Диалоговое окно закрывается и функция СРЗНАЧ вставляется в ячейку Е14. Активизируем эту ячейку, чтобы увидеть в строке формул функцию вместе с аргументами. Если мы щелкнем по строке формул, появятся цветные контуры зон, содержащих аргументы функции. Эти зоны Вы можете изменять, захватив мышью правый нижний угол контура. 5. Установите полужирный шрифт для надписей: Доходы, Итого и
Средний доход на 1 чел. Для этого выделите ячейки D3, D8 и D14, удерживая
нажатой клавишу Ctrl. Теперь щелкните по кнопке |
ВЫВОД ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ НА ПЕЧАТЬ
2. Вызовите Предварительный
просмотр из меню Файл. Результат не совсем удовлетворительный -
несколько текстовых фрагментов и чисел, записанные на листе бумаги.
Пригодилась бы какая-нибудь таблица или перечень. Над распечаткой придется
еще поработать. |
Если Вы вызываете Предварительный просмотр, в верхней части экрана будут выведены кнопки, позволяющие выполнить над документом некоторые операции.
2. Вызовите команду Параметры
страницы из меню Файл. В результате будет выведено окно с 4
закладками: |
2. Вызовите команду Предварительный
просмотр из меню Файл и щелкните по кнопке Страница. 3. На закладке Лист отметьте флажок Сетка и щелкните по кнопке ОК. Уже лучше, но это еще не конец. 4. Щелкните по кнопке Страница. В закладке Поля поставьте флажок Горизонтально в зоне Центрировать на странице. Снова щелкните по кнопке ОК, чтобы проверить правильность изменения. 5. Теперь впишите заголовок:
“Перечень расходов в июле 2001 г.” Этот заголовок Вы
могли бы поместить в ячейках таблицы, но здесь мы попробуем использовать
колонтитул страницы. Щелкните по кнопке Страница выберите закладку Колонтитулы
и щелкните по кнопке Создать верхний колонтитул. Щелкните по зоне В центре и введите текст. Выделите введенный текст и щелкните по кнопке Шрифт. Установите шрифт Times New Roman, полужирный, кегль 18 пунктов и щелкните ОК. Щелкните ОК еще два раза, чтобы вернуться в режим просмотра печати. 6. Щелкните по кнопке Закрыть. 7. Активизируйте ячейку Е14.
Итоговую сумму в этой ячейке надо бы обвести жирной линией. Щелкните по
кнопке со стрелкой рядом с кнопкой Границы 8. Выделите ячейки А1 и В1. Раскройте перечень вариантов границ и выберите обрамление по нижнему краю. Если толщина линии не соответствует вашей задаче, Вы можете ее изменить в закладке Границы окна Формат ячеек (команда Ячейки... из меню Формат). 9. Вызовите Предварительный просмотр. Если таблица имеет удовлетворительный вид, распечатайте ее: щелкните по кнопке Печать... и в появившемся окне – кнопку ОК. Таблица будет распечатана. Если ее внешний вид Вас не устраивает, введите свои собственные изменения и вновь распечатайте таблицу. 10. Закройте книгу. Когда
появится запрос о сохранении внесенных изменений, щелкните по кнопке Нет. |
АБСОЛЮТНАЯ
И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АДРЕСАЦИЯ ЯЧЕЕК В ФОРМУЛАХ
Напомним, что адрес ячейки - это местоположение данной ячейки. Например, число 10 находится в ячейке С5. Это значит, что число 10 находится в 5-й строке столбца с именем С.
Имеется четыре способа адресации, которые можно формировать, размещая знак $ перед отдельными элементами адреса:
· относительная ссылка, например В2, без символа $;
· полная абсолютная ссылка , например $В$2, причем знак “$” ставится перед именем столбца, а также перед обозначением строки;
· частичная абсолютная ссылка, например В$2, причем знак “$” ставится перед обозначением строки;
· частичная абсолютная ссылка, например $В2, причем знак “$” ставится перед обозначением столбца.
Чтобы ссылка на ячейку не изменялась при копировании формулы в другую ячейку, следует применить абсолютную адресацию.
Частичная абсолютная адресация означает, что в адресе ячейки, входящем в состав формулы, при копировании формулы изменяется либо номер строки, либо имя столбца. Знак $, стоящий перед именем столбца, “фиксирует” столбец, а если символ $ стоит перед номером строки, то при копировании фиксируется строка, а имя столбца изменяется.
Способ адресации мы можем изменить во время правки формулы, установив курсор
в соответствующее место строки формул и нажимая на клавиатуре функциональную
клавишу F4.
2. В ячейке А6 вычислите частное от суммы чисел столбца А и числа из ячейки С1, применяя относительную адресацию (формула =СУММ(А1:А5)/C1 или =(А1+А2+А3+А4+А5) / С1). 3. Скопируйте формулу из ячейки А6 в ячейку В6, используя способ буксировки мышью с нажатой клавишей Ctrl. 4. В ячейке В6 появилось сообщение #ДЕЛ/0! поскольку при
копировании формулы в знаменателе вместо С1 оказалось D1. Так как ячейка D1
пустая, то возникла ошибка деления на 0. Исправьте формулу в ячейке А6, заменив адрес ячейки С1 на абсолютную ссылку и вновь
скопируйте формулу в ячейку В6. Должен получиться правильный ответ – 13. |
С целью создания диаграммы следует использовать программу Мастер
диаграмм. Он помогает установить параметры и настройки, необходимые для создания диаграммы,
например: выбрать тип диаграммы, задать область данных для диаграммы и т.д.
Мастер диаграмм можно запустить при помощи команды Диаграмма... из меню Вставка
или путем нажатия на кнопку Мастер диаграмм на панели стандартных
инструментов.
Выполните упражнение по созданию диаграммы функции у = 2х. Введите данные:
- в ячейку А1 текст “х”;
- в ячейки от А2 до А11 соответственно числа от 1 до 10, которые будут величинами “х”;
- в ячейку В1 текст “у = 2х”;
- в ячейку В2 формулу “= 2*A2”, которая будет определять значения “у”;
Скопируйте формулу из ячейки В2 в ячейки от В3 до В11.
а) диаграмма типа График, который отображает развитие процесса во времени или по категориям (первый шаг Мастера); б) диапазон данных В1:В11 (второй шаг Мастера); в) заголовок диаграммы: “у = 2х”, надпись для оси Х (категории): “х [ - ]”, для оси Y (значений): “y [ - ]” (третий шаг, закладка Заголовки); г) показаны основные линии сетки по осям Х и Y (закладка Линии сетки); д) отсутствует легенда (снять флажок Добавить легенду на закладке Легенда); е) присутствует таблица
данных (установить флажки Таблица данных и Ключ легенды на
закладке Таблица данных) и подписи данных в виде их значений
(переключатель Значения на закладке Подписи данных). |
Ваша диаграмма должна выглядеть следующим образом:
Для внесения изменений диаграмму следует выделить (диаграмма считается выделенной, если на ее рамке отображаются восемь черных маркеров), подвести мышь к изменяемому элементу и щелкнуть правой клавишей мыши. В зависимости от того, какой элемент выделен, выпадет соответствующее контекстное меню. Таким образом можно изменить положение диаграммы на листе, тип диаграммы, цвета рядов, размер и гарнитуру используемого шрифта в надписях, размеры маркеров, масштаб и т.д.
а) удалите из диаграммы таблицу данных, заголовки осей X и Y; б) модифицируйте горизонтальные линии сетки таким образом, чтобы они стали пунктирными линиями (команда Формат линии контекстного меню, поле Тип линии); в) увеличьте шрифт заголовка диаграммы до 12 пунктов, полужирный (закладка Шрифт окна Формат названия диаграммы); г) форматируя параметры
рядов данных, установите линии проекции (закладка Параметры окна Формат
рядов данных). |
В результате выполненных изменений диаграмма должна принять следующий внешний вид:
РАЗДЕЛЕНИЕ ОКНА ТАБЛИЦЫ
Программа Microsoft Excel позволяет разделять текущее окно, в котором содержится таблица, на 2 или 4 области. Тогда мы можем просматривать разные фрагменты одной и той же электронной таблицы в разных окнах.
Такой прием удобно применять, если надо вводить данные, размещенные вдалеке от начальных строк и столбцов, содержащих название полей. Возьмем, например, следующую задачу: необходимо ввести данные (возраст, рост и вес) по 100 человекам.
При вводе очередной позиции мы можем не увидеть, к чему относится данный столбец, так как заголовки будут перемещены вверх и уйдут за пределы экрана. Тогда мы можем разделить окно, причем в верхнем будут оставаться первые две строки с заголовками, а в нижнем мы продолжаем вводить данные.
|
Вставка
рисунка осуществляется выбором команд Рисунок и Картинки
из меню Вставка. Загружается окно Microsoft Clip Gallery, в
котором находятся 4 закладки: Clipart, Изображения,
Звуки, Видео.
Выбор рисунка осуществляется путем указания щелчком соответствующей
категории, а затем двойным щелчком по выбранному рисунку (или щелчком по кнопке Вставить).
а) серый цвет фона; б) текст во всех блоках выровнять по центру; в) блоки с голубой тенью в верхней части. Созданное генеалогическое
дерево может выглядеть, например, так: |